WWW.PROTu-154.org
Project Tupolev Team Forum Index Log in Register FAQ Memberlist Search

Project Tupolev Team Forum Index » Форум Поддержки Project Tupolev Tu-154М » Вычсиление параметров взлета
Post new topic  Reply to topic View previous topic :: View next topic 
Вычсиление параметров взлета
PostPosted: Sat Jun 21, 2008 17:23 Reply with quote
Ki-ll
КВС
Joined: 11 Nov 2004
Posts: 251
Location: Toronto




Всем привет.
Вчера решил докопаться до правды и рассчитать взлетные данные, ведь вычисление не сложное - все по графикам, минут 20 займет времени. Просто не совсем понятна последовательность и логика.
РЛЭ у меня есть полное и смотрю инструкции раздела 7.3
1 - Исходные данные для расчета имеются соответственно все.
2 - По таблице 7.3.11а рассчитывается максимальная взлетная масса, ограниченная максимальной путевой скорость отрыва.
3 - Получается три массы по пункту 7.3.2.2(2)
-масса рассчитанная по загрузке - 95.8т
-масса ограниченная максимальной путевой скорость - 100.0т
-максимальная взлетная масса ограниченная разделом 2 - 100.0т
4 - Для наименьшей из вышеперечисленных масс (95.8т) рассчитываем привиденную взлетную массу по графику 7.3.9 - выходит 108т
5 - рассчитываем максимальную привиденную взлетную массу ограниченную длинами аэродрома по графику 7.3.6. И тут возникает первый вопрос. Условия взлета такие - ВПП - 3658м. КПБ и СЗ нет. Препятствий за полосой тоже нет. Следовательно РДР = ВПП-50=3608м и РДПВ = ВПП - 50 = 3608м. Встречный ветер 2м/с, уклон ВПП - 0%, Ксц=0.7. У меня пересечение вертикальной и горизонтальной линии происходит за пределом графика, то есть выше него. V1/Vп.ст=0.92, а максимальная привиденная взлетная масса - 117.5 тонн. Правильно ли я тут рассчитал, или ошибка где-то закралась?
5 - Максимальная привиденная взлетная масса больше исходной, значит длина ВПП не вносит ограничения в максимальную взлетную массу.
6 - Так как за ВПП нет препятствий, следовательно пункт 7.3.2.3 не применим
7 - Для наименьшей привиденной взлетной массы (108т) уточняем значение V1/Vп.ст. - у нас оно 0.92 и по графику 7.3.4. вычисляем скорость V1, а затем определяем фактическую взлетную массу по графику 7.3.9. она получается равной 96.2т. Следующий вопрос - зачем рассчитываетс фактическая взлетная масса? Что это вообще такое? Почему нельзя рассчитать скорости для взлетной массе по загрузке (95.8т)?
8 - Для фактической взлетной массы рассчитываем скорости на взлете.
Вот моя пошаговая логика. Где ошибки? Улыбка
Еще один дополнительный вопрос. Если у меня есть ограничение по градиенту набора высоты, как вычислить максимальную взлетную массу? Я так понимаю это делается обратным методом по графикам, где дается градиент наборы высоты с одним отказавшим двигателем. Будет ли влиять ограничение по градиенту набора высоты, на вычисление скоростей на взлете, а именно скорости V1?
Большое спасибо за помощь!

_________________
Если б Пушкин был летчиком, он бы летал на Ту-154
View user's profile Send private message

PostPosted: Sat Jun 21, 2008 20:12 Reply with quote
FireFly
КВС
Joined: 10 Nov 2004
Posts: 7217
Location: Одесса




Будет правильней и проще, если расчет делать по пункту 3.1.5
Пункты раздела 7 применяются только если фактические условия взлета отличаются (отсутствуют) от тех, что изложенны в разделе 3
View user's profile Send private message Send e-mail

PostPosted: Sun Jun 22, 2008 00:32 Reply with quote
Ki-ll
КВС
Joined: 11 Nov 2004
Posts: 251
Location: Toronto




А пример можно привести, когда нужно будет рассчитывать по разделу 7?
Когда ограничения по градиенту или когда препятствия на взлете?

_________________
Если б Пушкин был летчиком, он бы летал на Ту-154
View user's profile Send private message

PostPosted: Sun Jun 22, 2008 00:46 Reply with quote
FireFly
КВС
Joined: 10 Nov 2004
Posts: 7217
Location: Одесса




Это вопрос сложный! Придумать пример можно, только не с ходу. РЛЭ написано прелестно, сами видите. Сама тема возникла именно благодаря этой прелести. Ответить не готов. Я мало что видел более запутанного в описании чего бы то ни было Смущение

Но и вопрос хороший и важный как и вся тема. Давайте вместе распутаем? Я завтра хорошенько подумаю, да и вы тоже. Может что-то получится, что можно написать в FAQ
View user's profile Send private message Send e-mail

PostPosted: Sun Jun 22, 2008 02:33 Reply with quote
Ki-ll
КВС
Joined: 11 Nov 2004
Posts: 251
Location: Toronto




Договорились Улыбка
А насчет РЛЭ - я с вами согласен)) Уже привык, что это документ интересный Улыбка
Я вот столкнулся с каким примером - когда нужно взлетать из аэропорта, где присутствуют ограничения по градиенту набора + короткая полоса.
Есть мысль - составить небольшое руководство, как рассчитывать параметры полета, в идеале всего полета - то есть F.A.Q. к третьему разделу РЛЭ Улыбка
Я честно в третий раздел смотрел только для расчета рейсового топлива + режима полета, все остальное делалось по седьмому разделу. То, что Вы мне сказали, для меня было новостью Улыбка
З.Ы. С прошедшим Днем Рождения Улыбка

_________________
Если б Пушкин был летчиком, он бы летал на Ту-154
View user's profile Send private message

PostPosted: Tue Jul 15, 2008 22:29 Reply with quote
pabel89
Правак
Joined: 27 Dec 2006
Posts: 96
Location: г.Люберцы




А расчитывать скорости Vr, V2 и Vref по разделу 3?
View user's profile Send private message

PostPosted: Tue Nov 18, 2008 19:56 Reply with quote
Demonio
КВС
Joined: 30 Nov 2005
Posts: 986
Location: Москва




Оживлю тему.
Возникли те же проблемы - пока никак не могу разобраться как расчитать предельную взлетную массу по 7 разделу РЛЭ Грусть Третий раздел как я понял для упрощенного расчета, когда нет осадков и Ксц > 0,5.
Ki-ll
Вам не удалось осилить?


P.S. Надо разобраться в этом вопросе для моей будующей excel-евской палетки.
View user's profile Send private message

PostPosted: Wed Nov 19, 2008 05:14 Reply with quote
Ki-ll
КВС
Joined: 11 Nov 2004
Posts: 251
Location: Toronto




Я разобрался насколько это можно без подробной документации. С полосы еще ни разу не вылетел и ни во что не врезался Улыбка
Я недавно читал западный вариант рассчета максимальной взлетной массы для самолета CRJ-200 и сейчас приведу все критерии, которые учитываются там. Но я вот что понял. В 90% случаев раздела номер 3 хватает Улыбка Он же и создан для того, чтобы облегчить пилоту жизнь!
С другой стороны - мы, как симмеры, легких путей не ищем и я до сих пор рассчитываю взлетную массу по разделу 7 Улыбка
В общем вот они критерии рассчета максимальной взлетной массы для CRJ-200:
- Градиент набора высоты на взлете при отказавшем двигателе. Этот критерий понятно зачем существует Улыбка
- Градиент набора высоты после взлета - допустим взлетели вы из аэропорта окруженного горами, в погоду ниже посадочного минимума - отказал двигатель и нужно лететь на запасной - необходимо чтобы самолет был способен набрать высоту, чтобы преодолеть препятствия.
- Максимальная скорость вращения шасси - то есть максимальная путевая скорость отрыва
- Длина полосы
- Максимальная масса предписанная производителем - 100, 102, 104 тонны для Ту-154. Масса эта рассчитана из-за ограничений конструкции самолета.
- Если полет проходит над горной местностью на большой высоте, при отказе двигателя самолет не сможет эту высоту выдерживать и будет снижаться. Чем больше масса, тем быстрее он будет снижаться. следовательно чем выше горы, над которыми летит самолет, тем меньше должна быть масса самолета, когда он над ними пролетает.
- Максимальная посадочная масса в аэропорту назначения - она тоже ограничивает взлетную массу. Допустим лететь час, не будете же вы взлетать с полной коммерческой нагрузкой, иначе полопаются шины при посадке. Эта масса рассчитывает по своим условиям...
- Градиент набора высоты при уходе на второй круг в аэропорту назначения с отказавшим двигателем. В аэропорту назначения так же могут быть ограничения по градиенту набора высоты, так что это тоже фактор.
Вроде все, которые я запомнил.
Как видите, все это очень сложно и сейчас этим занимаются компьютеры. Я из этих условий принимаю во внимание все кроме второго, шестого и восьмого. Для всех из них, кроме шестого есть данные в РЛЭ.
Нужно ли это рядовому симмеру, который смотрит на посадку через вид на крыло? Сомневаюсь. Нужно ли это продвинутому симмеру летающему в средней полосе России? Наврядли. Для меня этот вопрос стал ребром, когда я стал летать на Ту-154 по миру - короткие полосы, высокогорные аэродромы и т.д. и т.п.
Я постараюсь помочь если еще будут вопросы! Обращайтесь!

_________________
Если б Пушкин был летчиком, он бы летал на Ту-154
View user's profile Send private message

PostPosted: Wed Jan 05, 2011 12:52 Reply with quote
Polar76
Правак
Joined: 24 Apr 2010
Posts: 74
Location: Украина, Луганск




Я тоже заморачивался с этим разделом (раздел 7). В первый раз так и бросил. Больно меня эти графики напрягли. Недавно захотел слетать в Инсбрук. Так что пришлось снова поднять этот раздел. Полоса там всего 2000 метров, и даже чуть меньше. Когда туда летел то по расчетам получил посадочную массу 68 тонн (!) это у меня 44 пассажира с багажом по 30 кг. Правда взял лишнего топлива где то 3 тонны на всякий случай – на второй круг. Ветра попутного слава богу не было, но был небольшой снег. Летел ночью. Скорость пересечения торца получилась 248 км/ч. Благодаря этой малой скорости относительно спокойно вышел на осевую линию и благополучно сел, как раз свернул на вторую рулежку без паники, НО... пришлось долго держать реверс Ммм...
Взлет еще не делал. но думаю поступить следующим образом. Логически мыслю себе так: ограничивающих фактора у нас два (не считая ветра, состояния полосы, высоты аэр и температуры) – длина полосы и потребный градиент, по поводу препятствий у меня никакихданных нет поэтому на схеме выхода LOWI (SID 10-3A) вижу что нужный градиент 3,3%. Последовательность: работаю с графиком 7.3.6 (закрылки 28). Вычисляю дистанцию прерванного взлета (длина ВПП-50) и дистанцию продолженного взлета (также длина ВПП-50 м). по графику (7,3,6) определяю максимальную приведенную массу и отношение скоростей V1/Vпст. Далее по графику 7,3,9 переводим полученную приведенную массу в фактическую. Далее имея фактическую взлетную массу и отношение V1/Vпст по графику 7,3,4 определяем скорость V1 ну и соответственно Vпст. Все – таким образом мы подсчитали сколько можем взять на борт полезной загрузки. Получается взлетели. Теперь нужно выдержать градиент. Градиент я считаю только по условиям одного неработающего критического двигателя для всех положений закрылок 28,15,0 градусов, а то малоли на каком положении он окажется ниже потребного Улыбка что касается градиентов со всеми работающими двигателям то я думаю он будет выше, поэтому за это переживать не нужно. Так что буду пробовать. Но вот меня смущает что в первом приближении с встречным 2 м/с и температурой минус 4 у меня получается что взлетная масса 92 тонны (максимально возможная). Что то стремно выглядит цифра. Интересно насколько эти изыскания и расчеты по РЛЭ коррелируют с реальностью. Но жутко интересно.
View user's profile Send private message

PostPosted: Wed Jan 05, 2011 20:45 Reply with quote
FireFly
КВС
Joined: 10 Nov 2004
Posts: 7217
Location: Одесса




Расчётная длина ВПП, в разделе 7 это посадочная дистанция умноженная на 1,67 если эта ВПП на аэродроме назначения. Поэтому фактически мы остановимся на 1,67 раньше, чем по графикам. Да я знаю, что это никого не волнует Улыбка

Взлётная масса 92 тонны - нормально.
View user's profile Send private message Send e-mail

PostPosted: Thu Jan 06, 2011 09:03 Reply with quote
Polar76
Правак
Joined: 24 Apr 2010
Posts: 74
Location: Украина, Луганск




да вот хотелось бы взлететь, но никак не соберусь Радостный А про этот коэффициент (1,67) где то указано в РЛЭ, я просто пропустил наверное. А "не волнует" это как? в смысле кого не волнует? симмеров или реальных пилотов? Ммм...
View user's profile Send private message

PostPosted: Thu Jan 06, 2011 18:59 Reply with quote
FireFly
КВС
Joined: 10 Nov 2004
Posts: 7217
Location: Одесса




Та прямо в разделе 7 и пишется про 1,67. Реальных пилотов этот коэффициент, наверное, с одной стороны волнует. С другой стороны в Сочи ведь садились летом битком как сельди в банке?
View user's profile Send private message Send e-mail

Вычсиление параметров взлета
 Project Tupolev Team Forum Index » Форум Поддержки Project Tupolev Tu-154М
You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum
You cannot attach files in this forum
You can download files in this forum
All times are GMT + 3 Hours  
Page 1 of 1  

  
  
 Post new topic  Reply to topic  


  Powered by phpBB © 2001-2005 phpBB Group. Designed for protu-154.org | Webmaster - ^COOLER^